15.11.2022 - Использование фольклора при организации режима дня


Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у дошкольников. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям.

Так, Г.С.Виноградов писал, что «одним из средств педагогики является народное творчество – фольклор (пестушки, потешки, прибаутки);

Л.Н. Павлова говорила о том, что «фольклор – действенный метод воспитания детей с первых лет его жизни».

Можно сказать, что ранний  период жизни детей во многом зависит от взрослых, которые воспитывают малыша. Очень хорошо, если родители и воспитатели наполняют жизнь детей добром и лаской, если способны обогатить среду, в которой они растут. Народное поэтическое слово может и должно обогатить данную среду. В результате общения с фольклорными произведениями детям передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления воспитанников, будит фантазию.         

Таким образом, можно утверждать, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т.е. всесторонне развивает дошкольников.

Сoзданию эмoциональнно благоприятной атмосферы для детей младшего дошкольного возраста в группе способствует соблюдение режима дня. Это формирует у детей чувство увереннoсти в окружающем их пространстве, организует деятельность дошкольников, дает возможность педагогу всесторонне развивать детей.

Крoме того, в режимных моментах oсуществляется обогащение сoциально-бытoвого опыта детей. Дети младшего дошкольного возраста приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Вoзникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой способствует строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время. Oрганизм детей в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки,  да и  различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в  режимных моментах.

С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь малышей, их фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни дошкольников приобщать их к народной поэзии. Потешки, прибаутки, пестушки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим детей дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у них интонационную выразительность.  

Дети младшего дошкольного возраста получают первый опыт общения со сверстниками в детском саду. При этом я заметила, что у многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом, и как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей.

Для облегчения вхождения новых детей в группу и лучшего знакомства с ними, я отвлекаю их от грустных мыслей с помощью куклы «Машеньки», беру малыша за руку, говоря ласково, спокойно, подставляя в текст нужное имя: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий!». Услышав свое имя, малыш постепенно затихает, успокаивается.

Использование фольклора в режимных моментах в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет нам сделать следующие выводы: во время утреннего приёма дети без капризов расстаются с мамой и входят в группу; охотно выполняют утреннюю зарядку, услышав строчки знакомой пестушки; выполняют гигиенические процедуры; во время прослушивания потешки о поведении за столом дети сами берут ложку, начинают кушать, пользуются салфетками, выпрямляют спину, правильно ставят ноги; уверенно и охотно одеваются (проблема с одеванием детей быстро исчезает) и  аккуратнее раздеваются; спокойнее укладываются спать и легко пробуждаются после сна. Естественно, только лишь прослушивание потешек, прибауток, пестушек недостаточно для того, чтобы сформировать навыки самообслуживания. Но они создают хорошую атмосферу, настраивают детей на то, чтобы такие навыки сформировать.

А совместная работа с родителями приводит к положительному результату, они становятся активными участниками педагогического процесса и дети чувствуют положительную связь между детским садом и семьей.

Использование фольклора в режимных моментах в работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо и целесообразно.

Воспитатель 1 младшей группы «Б» Белых О.Н.

Новости


15.12.2023 - Зимняя прогулка

Зима это замечательное время для активных прогулок. Зимние прогулки на свежем воздухе дают великолепные возможности: сохранение и укрепление здоровья, оздоровления и закаливания детей, а также обогащению  их знания об окружающем мире. Наши ...


06.12.2023 - Занятие по физкультуре во 2 младшей группе «А» «Колесо здоровья»

На примере физкультурного занятия «Колесо здоровья» с детьми 2 младшей группы «А»  показана вариативность использования такого спортивного инвентаря как обруч. Универсальность обруча заключается в возможности их применени ...


29.11.2023 - Родителям о самооценке ребёнка дошкольного возраста

Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде. Ста ...


28.11.2023 - Памятка для работников образовательных организаций Российской Федерации "Новации государственной политики России в сфере образования"

Автономная некоммерческая организация «Агентство поддержки государственных инициатив» в качестве федеральной инновационной площадкой Минобрнауки России в целях совершенствования научно-педагогического, учебно-методического, организационно ...


28.11.2023 - Памятка для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя»

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспита­ние — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причи ...


Все новости

COPAREL.RU - Система управления сайтами российских организаций
Разработка и поддержка Веб-студия Coparel
МБДОУ ДСОВ Солнышко
2013-2024г.