Доступная среда


В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения.
В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

1.Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога условно разделены на две зоны.
Кабинет педагога-психолога:
-  пространство для взаимодействия с детьми (мебель детская (столы, стулья), мягкое кресло, интерактивное оборудование;
- материалы для коррекционно - развивающей работы (программы, бланки - задания для детей, развивающие игры и пособия,  демонстрационные карточки различной тематики,  материалы для творческой деятельности детей (бумага, цветные и простые карандаши и др.), вспомогательный материал: наборы развивающих игрушек, наборы для сенсомоторного развития, конструкторы и мозаики, музыкальные записи релаксационной направленности, пособие Воскобовича «Складушки CD», развивающая предметно-пространственная среда Фиолетовый лес», стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам;
- пространство взаимодействия со взрослыми и профессиональная зона для организационно-планирующей работы (письменный стол, стулья, стимульный материал к тестам, анкеты, методическая литература, ноутбук, шкафы для хранения документации).

Кабинеты учителя-логопеда оснащена необходимым оборудованием, пособиями, играми:
- пространство для взаимодействия с детьми (стол с зеркалом, стулья, два стола, интерактивное оборудование).
- для коррекции нарушения речи имеются настольные игры, дидактический материал, развивающие игры и пособия, развивающая предметно-пространственная среда Фиолетовый лес», шпатель, компьютерная технология коррекции ОНР «Мерсибо», логопедический тренажер «Дельфа-142.1», логопедическое "Умное зеркало", программное обеспечение «Логопедическое обследование детей»;
- пространство взаимодействия со взрослыми (письменный стол, стулья, методическая литература, ноутбук).

Имеются программы, планы, речевые карты, журналы и другая необходимая документация, шкафы для хранения документации.

2.Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ (файл) 

Кабинет логопеда №1 Кабинет логопеда №2 Кабинет психолога
Входня подъемная платформа Входной пандус. Главный вход Напольная контрастная разметка
Поручни Сан узел для МГН Расширенный дверной проем

3.Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Организация библиотеки не имеет

4.Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Физкультурный зал, в котором зале имеется необходимое оборудование: шведская стенка, гимнастические маты, велотренажер, мячи разной величины, тренажерные мячи, гимнастические палки, коврики для корригирующей гимнастики, дуги, геометрические модули, скакалки, обручи, кольцеброс, конусы, маски для подвижных игр, игр-забав, фитболы, стойки, скамейки гимнастические, модули мягкие разной формы, доска гладкая с зацепами, мячи массажные «Ёжик», многофункциональный модуль – трапеция с креплениями, кегли, щит с кольцом для баскетбола, массажёры-роллеры, массажная дорожка.

5. Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Для коррекции нарушения речи имеется стол с зеркалом, стулья, интерактивное оборудование, настольные игры, дидактический материал, развивающие игры и пособия В.В.Воскобовича, шпатель, компьютерная технология коррекции ОНР «Мерсибо», логопедический тренажер «Дельфа-142.1», программное обеспечение «Логопедическое обследование детей»,  «Умное зеркало Artikme».
Для занятий с педагогом-психологом создана предметно-пространственная среда, которая позволяет обеспечить психологический комфорт, развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.  Имеется интерактивная доска, игрушки, способствующие установлению контакта с детьми, комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей всех возрастных групп с разным уровнем сложности, наглядные пособия, дидактические игры.
Развивающие игры и пособия В.В.Воскобовича, развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».

6.Информация об обеспечении безпрепятственного доступа в здание образовательной организации:
Паспорт доступности обьекта социальной инфраструктуры.
На входе в здание установлена  табличка с наименование учреждения . Доступ в здание оборудован пандусом и кнопкой вызова Универсал.

7.Информация о специальных условиях питания:
Организация питания в МБДОУ «ДСОВ «Солнышко» возлагается на дошкольное образовательное учреждение.
ДОО обеспечивает гарантированное пятиразовое сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом по нормам, установленным законодательством.В ДОУ используется примерное 10-ти дневное меню, рассчитанное на 2 недели, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий  с 1,5 до 3 лет и с 3 до 7 лет.На основании примерного 10-ти дневного меню ежедневно составляется меню - требование установленного образца, с указанием выхода блюд.Проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд.Расчеты и оценку использованного на одного ребенка среднесуточного набора продуктов питания проводится 1 раз в 10 дней. По результатам оценки, при необходимости, составляется коррекция питания в следующем периоде  10-ти дневном меню.Ежедневно  медицинской сестрой отбирается суточная проба готовой продукции в объёме: порционные блюда - в полном объёме, остальные - не менее чем 100 гр., которая хранится 48 часов.Продукты завозятся в ДОУ в соответствии с заключенными договорами и принимаются при наличии сертификата качества и накладной.

8.Информация о специальных условиях охраны здоровья:
В ДОУ реализуется  основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "ДСОВ "Солнышко", в которой предусмотрена реализация  программы «Здоровье», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитателей ответственности в деле сохранения здоровья; приобщение дошкольников к здоровому образу   жизни и парциальной программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной.
Для реализации программы в дошкольной организации созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития, формирования двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями (материальное обеспечение программы).

В МБДОУ имеются:   
- медицинский блок,
- физкультурный зал,
-логопедический кабинет.
На территории МБДОУ имеются:
- игровые площадки на участках  по оличеству групп,
- спортивная площадка.

В МБДОУ применяются здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
4. Технологии  пропаганды здорового образа жизни.

Основные направления работы МБДОУ:
1. Организация рационального режима дня, обеспечение продолжительности сна в соответствии с возрастными потребностями.
2. Создание условий для обеспечения  оптимального двигательного режима.
3. Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки.
4.  Обеспечение безопасности детей.
5. Физкультурно-оздоровительная работа.
6. Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий.
7. Полноценное, рациональное питание.
8. Валеологическое образование детей (развитие представлений об окружающем мире и своем теле).
9. Комплексный  мониторинг.
10. Консультативно-информационная работа с педагогами, персоналом, родителями и детьми.

В МБДОУ созданы необходимые условия для двигательной активности детей:
- гибкий режим,
- занятия по подгруппам,
- оборудование физкультурного зала, спортивных уголков в группах,
- наличие спортивного инвентаря,
- индивидуальный режим пробуждения после дневного сна,
- организация жизни детей в адаптационный период и т.д.

Проводится работа по формированию навыков личной гигиены, навыков культуры питания.

Осуществляется повышение педагогического мастерства через консультации и семинары для воспитателей, встречи за круглым столом и деловые игры.

Система физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ включает:
- непрерывную образовательную деятельность по физической культуре всех видов:
- традиционные; занятия-соревнования; интегрированные с другими видами деятельности;
- физкультурно-спортивные праздники и развлечения;
индивидуальная работа по развитию двигательных навыков и др.

Система эффективных закаливающих процедур: воздушное закаливание; хождение «по дорожкам здоровья» (закаливание; профилактика плоскостопия); хождение босиком; полоскание горла и рта минеральной водой; максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

Активизация двигательного режима воспитанников:
- создание необходимой развивающей среды;
- проведение подвижных игр; пеших переходов во время прогулок;
- строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
- проведение утренней гимнастики, физкультминуток;
- гимнастики после дневного  сна;
- подвижных игр в свободной деятельности;
- организация спортивных праздников и физкультурных досугов.

Использование оздоровительных технологий во время НОД:
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- хождение по дорожкам здоровья.

Профилактическая работа:
- постоянный контроль осанки;
- контроль дыхания во время НОД с повышенной двигательной нагрузкой;
- подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- витаминотерапия, кварцевание;
- фитонцидотерапия (чеснок и лук).

В МБДОУ проводится комплексный мониторинг детей:
1. Исследование состояния здоровья специалистами:
- осмотр детей специалистами детской поликлиники (углубленный медосмотр 1 раз в год);
- диагностика речевых нарушений учителем-логопедом детей 3-х лет; 6-ти лет;  7-и лет, 8-и лет (3 раза в год);
- диагностика психических процессов педагогом – психологом (3 раза в год);
2. Наблюдение успешности обучения воспитанников в период их пребывания в МБДОУ.
3. Определение соответствия физкультурно-оздоровительной работы возрастным, индивидуальным особенностям воспитанников, состоянию их здоровья (группа здоровья).
4. Диагностика уровня сформированности двигательных умений и навыков дошкольников 2 раза в год.
Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач осуществляется совместно медицинским и административным персоналом, педагогами:
- санитарно-педагогический надзор за помещениями, где проводятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состоянием оборудования, пособий, одежды и обуви детей;
- создание двигательного режима;
- рациональная организация двигательной активности и соблюдение теплового режима (одежда), полоскание горла, воздушные ванны;
- проведение «Дней здоровья», «Неделя здоровья»;
- использование разнообразных вариантов проведения физкультурных занятий;
- витаминизация третьих блюд;
- профилактические мероприятия по предупреждению гриппа.

В МБДОУ проводится консультативно-информационная работа с родителями:
- анкетирование,
- проведение «Дней открытых дверей»;
- консультации по проблемам оптимизации двигательного режима дома;
- проведение совместных досугов родителей с детьми.

В целях предупреждения распространения заболеваемости среди воспитанников МБДОУ в осенне-зимне-весенний период, осуществлялись санитарно-профилактические мероприятия по предупреждению и профилактике ОРЗ и гриппа:
- усиление контроля за качеством проведения утреннего фильтра;
- вакцинация детей (70%) и работников (100%);
- проведение мероприятий, направленных на повышение общей сопротивляемости организма;
- применение противовирусных препаратов (закладывание в нос оксолиновой мази, фитотерапия с использованием чеснока, прием аскорбиновой кислоты)
- просветительская работа с родителями (законных представителей) детей, посещающих МБДОУ, о необходимости вакцинации детей и употреблению противовирусных препаратов в период подъема заболеваемости;
- запрещение общих культурно-массовых мероприятий с детьми в закрытых помещениях МБДОУ;
- использование работниками МБДОУ одноразовых масок и др.

Система физического воспитания дает свои положительные результаты:
* пополняется предметно-развивающая среда  для двигательной деятельности детей, создаются  соответствующие условия, как в помещении, так и на территории МБДОУ;
* повышается качество физического воспитания и  уровень физической подготовленности детей к школе;
* растет заинтересованность МБДОУ во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам физкультурно-оздоровительной работы.

9.Информация о доступе к информационым системам и информационо-телекоммуникационным сетям:
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам. Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества   образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 18 ноутбуков, 6 персональных компьютеров, 6 из которых  имеют выход в Интернет.

В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
-  повысить эффективность  образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
-  использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
-   сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

Организация провайдер: Ростелеком, скорость доступа к сети интернет 1мб/сек.

10.Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества   образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 18 ноутбуков, 6 персональных компьютеров, 6 из которых  имеют выход в Интернет.В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
-   повысить эффективность  образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
-  использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
-   сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

Организация провайдер: Ростелеком, скорость доступа к сети интернет 1мб/сек.

11.Информация об электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ:
Собственных электронных образовательных ресурсов в образовательной организации нет

Сторонние электронные образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/)
Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ (http://www.doinhmao.ru )
Официальный сайт Октябрьского района ХМАО-Югры ( http://www.oktregion.ru ).

12. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
Мультимедийное оборудование (проектор и экран), интерактивные доски, ноутбуки, телевизоры, магнитофоны, компьютерная технология коррекции ОНР «Мерсибо», логопедический тренажер «Дельфа-142.1»,  программное обеспечение «Логопедическое обследование детей», «Умное зеркало Artikme».

13. Информация о наличии условий для безпрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Организация общежития не имеет.

14. Информация о количестве жилых помещений в общежитие, интернате, приспасобленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Организация общежития не имеет.

COPAREL.RU - Система управления сайтами российских организаций
Разработка и поддержка Веб-студия Coparel
МБДОУ ДСОВ Солнышко
2013-2024г.