17.10.2022 - Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровых технологий (блоки Дьенеша)


Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (дошкольного и начального образования).
Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных  учреждениях  используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи. 
Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством. Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, выполнения заданий и движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации. Методика Дьенеша исключает скучные задания — ребёнок обучается математике легко и непринуждённо. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.
Золтан Дьенеш разработал и апробировал на практике теорию о шести стадиях изучения математики.

Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.
На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил, дети осваивают необходимую математическую информацию.
Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала.
Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.
Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема.

Мы рассмотрим те стадии, которые  мы применяем в работе с детьми 3-4 лет.
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Цели работы с детьми 3-4 лет: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Развивать мелкую моторику, внимание и логическое мышление.
Задачи:
1. Образовательные:
- классификация по 3-4 признакам.
2. Развивающие:
- развитие мелкой моторики,
- внимания,
- логического мышления.
Свою работу с логическими блоками Дьенеша  мы начали с непосредственного знакомства детей с самими блоками. Детям была дана возможность вволю наиграться с деталями, используя блоки в конструировании, ролевых и самостоятельных играх. Затем стали вводить игры и упражнения на группировку по одному - двум признакам.

  • Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например, желтую фигуру).

  • Покажи все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).

  • Дай мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

  • «Чудесный мешочек» (предложить достать из мешочка все круглые фигуры, все маленькие и т. д.).

  • «Цепочка», «Построй дорожку», «Собери бусы».

Из блоков дети с интересом составляют плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня. Следующим направлением работы с блоками стало знакомство детей скарточками, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Мы только в начале пути, этого направления, предстоит большая и увлекательная  работа по формированию  умения  различать и находить нужные  блоки по признакам и работать по  схеме-картинке.
(Цвет обозначается пятном. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным. Контуры геометрических фигур соответствуют форме. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой).
Помимо самих блоков, в своей работе мы используем учебно-методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша.
Наглядное пособие «Давайте вместе поиграем». Эти наглядные пособия включают в себя 9 комплектов, почти  два десятка игр, которые учат ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а также знакомят с алгоритмами.
Красочный альбом-приложение к логическим блокам Дьенеша «Блоки Дьенеша для самых маленьких» Дети с интересом и азартом занимаются в таких  альбомах, накладывая блоки  на изображение, в итоге получают объемный результат.
«Маленькие логики» – это тоже альбом, идущий в дополнение к блокам.На них фигуры выкладываются по определенным правилам. Задания можно усложняются.
«Вместе весело играть» – приложение к логическим блокам Дьенеша и счетным палочкам Кюизенера. Дидактический материал совмещает 2 методики. В этом альбоме большое внимание уделяется развитию речи малыша – представлены пальчиковая гимнастика, загадки. На каждой странице изображена своя картинка, которую надо выкладывать блоками и палочками, все картинки подчинены общему сюжету. Есть и математические задания.
«Лепим нелепицы» – альбом-дополнение к блокам Дьенеша. Это игры с небылицами. Как и в любой игре, в игре словами для ребенка главное - упражнение приобретенных сил, своеобразная проверка новых знаний, свобода обращения со словом. Первые страницы подойдут для малышей – на картинку надо положить соответствующий блок. На следующих страницах блоки, из которых состоит изображение, зашифрованы специальными символами, принятыми для работы с методикой Дьенеша (цвет изображается кляксой того же цвета, толщина – худым и толстым человечком, размер – большим и маленьким домиком, форма – контуром фигур). Забавные небылицы сопровождают каждую картинку.
Работа с логическими блоками организуется во всех сферах деятельности детей: в образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию, в речевом развитии, в изодеятельности, в настольно-печатных играх, в дидактических играх, в подвижных играх, вне занятий в развивающей среде группы. Каждая игра зависит от уровня индивидуального развития ребёнка, его игрового опыта с блоками Дьенеша. Благодаря такой непринужденной обстановке дети  приобретают  математические знания и навыки, получают первые представления о сложнейших математических понятиях, при этом дети даже не подозревая, что они осваивают такие сложные понятия.

Воспитателья 2 младшей группы "А" Постникова А.С.

Новости


15.12.2023 - Зимняя прогулка

Зима это замечательное время для активных прогулок. Зимние прогулки на свежем воздухе дают великолепные возможности: сохранение и укрепление здоровья, оздоровления и закаливания детей, а также обогащению  их знания об окружающем мире. Наши ...


06.12.2023 - Занятие по физкультуре во 2 младшей группе «А» «Колесо здоровья»

На примере физкультурного занятия «Колесо здоровья» с детьми 2 младшей группы «А»  показана вариативность использования такого спортивного инвентаря как обруч. Универсальность обруча заключается в возможности их применени ...


29.11.2023 - Родителям о самооценке ребёнка дошкольного возраста

Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде. Ста ...


28.11.2023 - Памятка для работников образовательных организаций Российской Федерации "Новации государственной политики России в сфере образования"

Автономная некоммерческая организация «Агентство поддержки государственных инициатив» в качестве федеральной инновационной площадкой Минобрнауки России в целях совершенствования научно-педагогического, учебно-методического, организационно ...


28.11.2023 - Памятка для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя»

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспита­ние — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причи ...


Все новости

COPAREL.RU - Система управления сайтами российских организаций
Разработка и поддержка Веб-студия Coparel
МБДОУ ДСОВ Солнышко
2013-2024г.